Одним из критериев влиятельности римского патриция являлось количество его клиентов. Клиентами становились либо чужеродные, а позднее иноплеменники, попавшие в зависимость в результате завоевания, либо младшие сородичи. У знаменитых римских полководцев в клиентах пребывали целые завоеванные ими народы (так, Цезарь и Помпей черпали политических сторонников среди своих бесчисленных клиентов). Клиенты получали родовое имя патронов, а также земельный надел, обязуясь нести в их пользу разные повинности, прежде всего военную. Узы клиентелы считались священными и нерушимыми. Патроны были обязаны ежедневно принимать клиентов и при необходимости помогать им. В обычае было при каждом визите дарить клиенту шесть сестерциев, в особых случаях делать ему более дорогие подарки (например, новую тогу). Бедняки старались посещать своих покровителей чаще, чтобы получить больше.

Также по теме

Где в Мексике взобраться на пирамиды
Еще один момент, которым привлекают туристов курорты Юкатана - это возможность посмотреть на удивительные города майя. Народ, не знавший ни колеса, ни железных орудий труда, выстроил огромные пирамиды ...

Пирамида Джосера
Пирамида Джосера - не только первая пирамида, построенная в Древнем Египте по приказу правителя III династии фараона Джосера, но и первое большое каменное сооружение монументального характера Древнег ...

Освобождение Москвы
Русское государство в начале XVII века переживало чрезвычайно сложный период своей истории, получивший название "Смутное время". Между землевладельцами, боярами-вотчинниками и помещиками-д ...