В III в. до н. э. обстановка в Причерноморье резко изменилась. Сюда нахлынули, волна за волной, несколько нашествий. Одно из них пришло с запада. Кельтов, населявших Центральную и Западную Европу, сильно потеснили германцы и, возможно, праславяне. И точно так же как тысячелетием раньше дорийцы, часть галльских племен снялись с места и двинулись по долине Дуная на восток. Где-то в конце 280-х — начале 270-х годов до н. э. они вышли к Черному морю, растекаясь во всех направлениях. На севере они вторгались в Западную Украину и Бессарабию, достигали Днестра, где захватили и разорили эллинский городок Офиуссу. Но более сильных городов взять не смогли и, по-видимому, были отражены местными скифо-славянскими народами, отступив из Северного Причерноморья, хотя некоторые их племена так и осели на новых местах — в Богемии, долине Дуная, а племя котинов — где-то в Галиции. Впрочем, на север попыталась прорваться лишь какая-то ветвь галлов, а главным направлением их переселения стало южное. Они вторглись было в Грецию, однако обратились вспять, испуганные сильным землетрясением, а затем основная их часть переправились в Малую Азию, где сто лет беспокоили соседей, пока не потерпели несколько серьезных поражений и не осели там под именем «галатов». Галлы надолго прервали связи Причерноморья с Грецией, поскольку занимали берега Босфора (один из районов Стамбула до сих пор сохранил название "Галата").

Но для Скифии гибельным оказалось другое крупное переселение — с востока. В конце III в. до н. э. сюда двинулись сарматы.

Сарматы — это обобщенное название арийских кочевых народов, обитавших в степях Казахстана и Средней Азии, причем, скорее всего, не самоназвание. Такое имя они могли получить по этнониму племени савроматов, ближайших соседей скифов, живших между Доном и Волгой. Вероятно, от скифов название попало и к контактирующим с ними народам Средиземноморья, применяясь впоследствии уже ко всем племенам очередной волны переселенцев и завоевателей. Хотя, в принципе, для многих греков и римлян они автоматически стали «скифами», что тоже объяснимо, поскольку скифские и сарматские племена были близко родственными так, Квинт Курциний Руф указывает, что "скифское племя, живущее недалеко от Фракии, от востока распространяется к северу и не сопредельно с сарматами, как полагали некоторые, а составляет часть их". Об этнической близости этих народов сообщал и Геродот, писавший, что савроматы говорят на скифском языке, но "с ошибками".

Но во многом они и отличались. Известно, например, что у ря-да сарматских народов значительную роль играли женщины, которые выступали жрицами, вождями, воительницами. Такое положение существовало у савроматов, исседонов, иксаматов. Да и персидского царя Кира разгромила в свое время царица массагетов Томирида. О савроматах Геродот даже полагал, будто они произошли от смешения скифов с амазонками. Мол, при сражении, у реки Фермодонт (на востоке Малой Азии) эллины разбили амазонок и часть их захватили в плен, погрузив, сколько вместилось, в свои три корабля. Но в море пленницы перебили мужчин, а поскольку не умели управлять кораблями, их занесло в Азовское море и прибило к устью Дона, где амазонки сошлись со скифскими юношами и образовали с ними смешанное племя. Об их обычаях он сообщал, что девушки сражаются наравне с мужчинами, и только выйдя замуж, вроде как увольняются "в запас" — замужние женщины брались за оружие и садились на коня лишь при созыве общенародного ополчения. Пишут греческие авторы и о том, что каждой девушке этого племени разрешалось вступить в брак лишь после того, как она убьет врага (причем чем дальше проживал автор от Скифии и чем более экзотическими были для него эти страны, тем большее количество убитых врагов у него требовалось савроматкам для замужества). «Амазонками» называли савроматок и хорезмийцы, когда явились с посольством к Александру Македонскому, находившемуся в Средней Азии, и рассказывали о своих соседях. А сатрап Мидии Атропат даже привел к Александру сотню таких воительниц. "Одеты они были как мужчины-всадники, только вместо копий держали секиры и легонькие щиты вместо тяжелых. Говорят, что правая грудь у них меньше левой; во время битвы она у них наружу" (Арриан, "Поход Александра". М., 1993). Среди сарматских погребений обнаружены женские с богатым убранством, в том числе воинским, со следами пышных похоронных ритуалов, человеческих и конских жертвоприношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Также по теме

Загадки подводных пирамид
Время от времени в средствах массовой информации появляются сообщения о сенсационных находках ныряльщиков под водой - неких рукотворных сооружениях, неведомо как оказавшихся на морском дне. Самым гром ...

ОТ АВТОРА
Парадоксально — но факт: чем дальше уходит человечество от своего далекого прошлого, тем больше нового узнает о нем. Так, XIX и начало XX вв. ознаменовались археологическими открытиями Трои, Микен ...

Война и политика в письмах Императрицы Александры
Результатом этой "утечки" стала первая публикация писем императрицы Александры Федоровны, предпринятая берлинским издательством "Слово" в 1922 году. Письма публиковались, начиная ...