Геродот в своем описании рассказывает и о других народах, обитавших за пределами Скифии. Ближайшими ее соседями, жившими на восток от Дона, были племена савроматов, за Уралом кочевали аорсы, в степях нынешнего Казахстана и Средней Азии обитали массагеты, где-то далеко на востоке — сираки, исседоны. Все эти племена известны и из более поздних источников как народы скифо-сарматского происхождения. И некоторые из них жили очень далеко от Причерноморья, например, в начале нашей эры город Исседон упоминается на востоке Средней Азии. То есть познания в географии скифских информаторов Геродота, как уже отмечалось, были весьма обширными и достаточно точными.

Пожалуй, стоит еще отметить, что в своем описании Скифии Геродот четко выделял «меланхленов», "будинов", «андрофагов», "тиссагетов", «йирков», "аргиппеев" как народы «особые», "не скифские". Следовательно, остальные перечисленные им народы — «агатирсы», "ализоны", «скифы-пахари», "скифы-земледельцы", «скифы-номады», "царские скифы", "особые скифы", «невры», "гелоны" — были скифскими, т. е. родственными скифам. Почему же тогда одни из них названы скифами с различными добавлениями, а другие иначе? Ответить на этот вопрос помогает перечень царей, собравшихся на совет по поводу нашествия Дария. Скифы "разослали вестников к соседним народам. Цари этих народов уже собрались по случаю вторжения огромного войска; это были цари тавров, агатирсов, невров, андрофагов, меланхленов, гелонов, будинов, савроматов". "Мы видим, что у «пахарей», "номадов", «земледельцев» своих царей не существовало. Следовательно, определение «скифы» в названиях народов обозначало не национальную, а государственную общность. Скифы-пахари (арии), скифы-земледельцы (поляне), скифы-номады и царские скифы входили в состав одного государства. А у других племен существовали самостоятельные царства или княжества, может быть, в той или иной мере зависимые от Скифии, но с сохранением своего самоуправления. Не исключено, что как раз объединению четырех этих народов в единый союз соответствовали главные святыни Великой Скифии — золотые плуг, ярмо, секира и чаша, т. е. четыре реликвии, каждая из которых являлась символом одного из них, И не об этом ли историческом периоде в славянских преданиях сохранилась память вплоть до "Повести Временных Лет", где сказано, что некогда все славяне принадлежали к великому государству, внутри которого племена сохраняли свое устройство, обычаи, законы, предания отцов, "у каждого племени было свое свойство", а греки называли это государство "Великой Скифией"…

Страницы: 1 2 3 

Также по теме

Пролог
…Гнев и отчаяние раскаленными иглами терзают душу… …срывающийся снег больно царапает разгоряченное лицо… …слишком мало времени… …слишком мало силы… …слишком много противников… …только боль, ...

БОСНИЙСКАЯ ДОЛИНА ПИРАМИД
В 1994 г. рядом с городом Високо в 22 км. от Сараево, столицы Боснии и Герцеговины, велись боевые действия между сербами и боснийскими мусульманами. Во время артиллерийских обстрелов жители города слы ...

«Монументальное» искусство
Еще одна оригинальная пирамида и целый храмовый комплекс были обнаружены на морском дне у острова Йонагуни в самой западной части японского архипелага. Весной 1985 года местный инструктор по дайвингу ...