По крайней мере в военно-технической области дорийцы явно превосходили ахейцев. Например, им было уже известно искусство взятия крепостей. Иначе могли ли темные дикари одним махом смести мощные твердыни, вроде Микен? Сами-то ахейцы этого тоже еще не умели — их действия под Троей ограничивались только полевыми сражениями и осадой, затянувшейся на девять лет, а взят был город лишь с помощью хитрости. Ахейскне боевые действия велись беспорядочно, толпами воинов, группирующихся вокруг колесниц вождей, и в конечном счете разбиваясь на множество поединков. Дорийцы уже отказались от неуклюжих и малоэффективных колесниц, зато знали искусство воинского строя, согласованных ударов и маневра. Как уже говорилось, примером чисто дорийской культуры могут служить спартанцы, весьма консервативно поддерживавшие свои порядки и внутреннее устройство. Да, их образ жизни и социальная организация заметно отличались от других греческих полисов, но вряд ли кто-то смог бы назвать их «варварами». Кстати, первоначально именно Спарта, а не Афины, стала средоточием искусств и ремесел, хотя и не за счет самих спартанцев, традиционно не занимавшихся этим, но за счет того, что для мастеров здесь предоставлялись самые благоприятные условия и они начали стекаться сюда со всей Эллады. А поэмы Гомера, по преданию, первым привез в Грецию из Малой Азии спартанский законодатель Ликург.

Пожалуй, стоит отметить и то, что как раз после завоевания Греции дорийцами здесь прекратились человеческие жертвоприношения, широко практиковавшиеся в Микенскнй период и неоднократно упоминающиеся в эллинской литературе. Возможно, некоторые из них были заимствованы из ближневосточных культов, о чем свидетельствуют явные параллели ритуалов. Так, жертвоприношение девушки для одержания победы над врагом отмечено и в "Ветхом Завете" — дочь Иефая (Суд., 11; 34–40), и то и дело упоминается в греческих легендах. Демофонт с той же целью приносит в жертву Макарию, Эрехтей — Хтонию, мессенцы — деву из рода Кресфонта, этолийцы — Каллирою. Ойней — деву по жребию, Тесей спасает от жертвенного ножа Елену, перед началом Троянской войны кладут на алтарь Ифигению, а после победы — Поликсену и т. д. и т. п. Если учесть средиземноморскую традицию, что мужским божествам должны были приноситься в жертву самцы животных, а женским божествам — самки, то мы увидим, что речь идет все о том же древнейшем культе Великих Матерей, которые из богинь плодородия превращались и в воительниц. Аналогичные функции и обряды поклонения существовали у вавилонской Иштар, сирийской Ашторет и др.

Что касается более поздних культов, вроде Ваала, Молоха и Мелькарта, которым приносили в жертву юношей и детей (причем зачастую собственных детей), то эти обычаи однозначно ближневосточные, зафиксированные ив греческих, и в римских, и в иудейских источниках. Они были распространены там весьма широко, неоднократно упоминаются в "Ветхом Завете" (напр. 3-я Кн. Царств, 16, 34; 4-я Кн. Царств, 17. 17; 17, 31; Иеремия, 7. 31; Иезекииль, 16, 20–21;), подтверждены они и археологическими данными, скажем, при раскопках карфагенской колонии Мотия на Сици-лии. В греческом мире подобные обряды локализовались как раз в тех местах, которые мифология связывает с финикийским влиянием — на Крите и в Фивах, — что отразилось в легендах о Кефале, о Фриксе, о походе "семерых против Фив". Дорийская культура, принесенная с севера, таких ритуалов не знала.

Нельзя забывать и о том, что завоевателн-дорийцы принесли в Элладу железный век вместо бронзового. В тот самый «темный» период, когда заглохли города, сменившись небольшими селениями, а вместо каменных домов начинают строиться деревянные, как на севере и западе Европы, в погребениях воинов появляются железные ножи и мечи в ножнах.

То, что изготовление железа пришло в Средиземноморье с севера, — это доказанный факт. Факт, возможно, объяснимый тем, что на, севере легче найти болотную железную руду, чем медь и олово — археология показывает, что в некоторых районах Европы "бронзового века" не было вообще и культура там от неолита перескочила сразу к железу.

Средиземноморские культуры в этом отношении значительно отставали. Так, во II тысячелетии до н. э. египетский фараон Рамзес II писал хеттскому царю Хаттусили III, прося прислать ему железа. А тот отвечал, что хорошего железа у него в хранилище нет. "Сейчас плохие времена для получения железа". А пока выслал фараону железное лезвие кинжала. Единственное! Царство хеттов располагалось на востоке Малой Азии. Откуда оно могло получать железо? Очевидно, что не из соседних держав Месопотамии, где тоже царил бронзовый век. Только с севера. Эсхил в "Прикованном Прометее" называет "страной железных руд" край скифов и Кавказ.

Страницы: 1 2 3 4

Также по теме

ОТ АВТОРА
Парадоксально — но факт: чем дальше уходит человечество от своего далекого прошлого, тем больше нового узнает о нем. Так, XIX и начало XX вв. ознаменовались археологическими открытиями Трои, Микен ...

Культура Норте-Чико
Культура Норте-Чико или Культура Караль-Супе (второе название чаще используется в испаноязычной литературе) — доколумбова цивилизация в регионе Норте-Чико на северно-центральном побережье Перу. ...

Где в Мексике взобраться на пирамиды
Еще один момент, которым привлекают туристов курорты Юкатана - это возможность посмотреть на удивительные города майя. Народ, не знавший ни колеса, ни железных орудий труда, выстроил огромные пирамиды ...