Пришли они на Балканы с севера, их главное святилище — Зевса Пеласгского в Додоне — располагалось в Эпире. Они заселили Фессалию, Аттику, Аргос, Аркадию. Но еще раньше их цивилизация начала распространяться по островам Эгейского моря н расцвела на них особенно пышно — там переселенцы оказывались защищенными от внешних вторжений и могли не беспокоиться о взаимоотношениях с отсутствующими соседями. Рисунки многовесельных кораблей с высокими носами появляются здесь уже в XXVIII–XXIV вв. до н. э., и города пеласгов возникают сначала на Лемносе, потом на Сиросе и Наксосе, и наконец, примерно в XXII в. до н. э. они завоевывают Крит, где с их появлением возникает величественная и монументальная Минойская (точнее, Среднеминойская) культура. В идеальных условиях большого острова и отсутствия серьезных соперников на морях она в течение 700 лет смогла развиваться беспрепятственно и стала явлением поистине уникальным, по многим параметрам превзойдя все современные ей цивилизации Древнего Мира.

Здесь строились города с четкой планировкой улиц — Кносс, Фест, Закра, Малия, с двух- и трехэтажными домами по 20–30 комнат, с канализацией и водопроводом (Гомер в «Одиссее» упоминает 90 городов Крита и "в Кноссе живущих пеласгов"). Между городами прокладывались мощеные дороги. Возводились огромные храмы и дворцы — знаменитый Лабиринт, дворец критских царей, насчитывал около 1500 помещений. Стены украшались живописными фресками, развита была и скульптура. Изготовлялись изумительные вазы, керамические и фаянсовые, разукрашенные пейзажами подводного царства — яркими и причудливыми изображениями рыб, осьминогов, морских звезд и переплетениями водорослей. Флот Крита господствовал в Средиземноморье, археологические находки зафиксировали весьма обширные торговые связи с Сицилией, Италией, Египтом, Ливией, Кипром, Сирией. В XIX–XVII вв. такие же города, как на Крите, стали возникать на зависимых от него островах Кеосе, Паросе, Наксосе, Меласе. Имелась письменность. К сожалению, расшифровать ее до сих пор не удалось. Хотя в недавнее время появились работы Г. Гриневича, выдвинувшего несколько любопытных гипотез перевода, где в качестве прародины пеласгов фигурирует некая «Рысиюния». а сами они называют себя племенем «рыси», но большинство исследователей к дешифровкам Гриневича пока что склонны относиться скептически.

Кстати, в области женской одежды утонченная Минойская цивилизация достигла таких вершин, что модели древнего Крита до сих пор не могут повторить и воссоздать лучшие парижские кутюрье — измерения различных частей одежды дают иррациональные соотношения, а попытки упростить их сразу сказываются на качестве. Сам же костюм состоял из лифа, зашнурованного спереди и оставляющего груди обнаженными, и пышной юбки с искусной отделкой и перемежающимися оборками из гладких и складчатых тканей, дающих магические цветовые сочетания. Все это дополнялось небольшим меховым передничком и причудливым головным убором, надетым поверх сложнейшей прически.

Несмотря на различие материального уровня (но и учитывая разницу в несколько тысячелетий), ряд исследователей связывают Минойскую культуру с Трипольской. В подтверждение этого приводятся сходство некоторых значков Трипольской символики со знаками критского письма, общие черты религиозных культов. На Крите главным божеством была тоже Великая Мать. И в ее честь тоже изготавливались многочисленные ритуальные статуэтки. Так же, как в Триполье, здесь также играли главную роль женщпны-жрицы, и религиозные обряды явно происходили от древнейших культов плодородия. Изображения этих жриц в обеих культурах имеют значительное сходство — повторяются их жесты, стандартные позы, ритуальные одежды. Несмотря на всю изысканность и сложность критских фасонов, во время священнодействий здешние служительницы, в том числе и царица, очевидно, являвшаяся верховной жрицей, предстают босыми, в одних лишь длинных простых юбках, аналогичных более древним нарядам священ-нослужительниц Триполья.

Известно, что верховную богиню Крита звали Ма (ср. славянское "Мать") или Дивия. Подобные имена известны и на севере. В Таврии существовал культ Девы (Немнровский А. И. "Мифы Древней Эллады". М, 1992). В славянском пантеоне также встречаются имена Дева, Девонна, Дзевана. Правда, Мы не знаем, обозначали они разных богинь или одну и ту же на диалектах разных племен. Но у славян мужские божества уже явно оттеснили ее на второстепенные роли. Так, Девонна выступает, по-видимому, в роли богини вод, Дзевана — лесов, зверей и природы, то есть по функциям, как и по имени, соответствует уже не греческой Дионе (одно из имен верховной богини Геры), а римской Диане (Кузьмичев И. К. «Лада». М., 1990).

Как и в Триполье, на Крите был развит культ быка. В здешней мифологии бытовала легенда о совокуплении бога-быка и Матери в образе коровы, от которого произошла их царская династия и магическая основа государственности (корова-прародительница была известна и у древних славян, в их мифологии Дажьбог породил людей "через корову Земун") ("Велесова Книга", II, 7э). Интересно, что как раз Сев. Причерноморье носило в эллинские времена название «Таврия» — "страна быка". А на Крите найдены многочисленные ритуальные маски быков, сходные с масками Трипольской культуры, в рамках этого культа существовали знаменитые по многочисленным фрескам, печатям и рельефам игры юношей и девушек с быком, проводившиеся под руководством все тех же жриц. Некоторые исследователи склонны считать такие игры формой человеческих жертвоприношений, основываясь на легенде о Минотавре (хотя она относится уже к более позднему периоду жизни Крита, не минойскому, а ахейскому). Другие выдвигают более гуманную версию о том, что победителю в играх доставалось право стать "заместителем быка" в ритуальном совокуплении со жрицей "заместительницей коровы", как в северных ритуалах "священной свадьбы". Видимо, подобный обряд действительно существовал, он-то и отразился в мифе о совокуплении с быком царицы Пасифаи, но к. играм с быком он вряд ли имеет отношение — ведь в них участвовали и девушки, которым, согласитесь, роль "заместителя быка" в принципе не подходит.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Также по теме

Война и политика в письмах Императрицы Александры
Результатом этой "утечки" стала первая публикация писем императрицы Александры Федоровны, предпринятая берлинским издательством "Слово" в 1922 году. Письма публиковались, начиная ...

Пирамида Джосера
Пирамида Джосера - не только первая пирамида, построенная в Древнем Египте по приказу правителя III династии фараона Джосера, но и первое большое каменное сооружение монументального характера Древнег ...

Пирамида Микерина
Пирамида Менкаура, сына Хафры и его наследника, которого греки называли Микерином, самая маленькая из больших пирамид Гизы. Первоначальная высота 66 м, нынешняя — 55,5 м, длина стороны 103,4 м. ...