Пришли они на Балканы с севера, их главное святилище — Зевса Пеласгского в Додоне — располагалось в Эпире. Они заселили Фессалию, Аттику, Аргос, Аркадию. Но еще раньше их цивилизация начала распространяться по островам Эгейского моря н расцвела на них особенно пышно — там переселенцы оказывались защищенными от внешних вторжений и могли не беспокоиться о взаимоотношениях с отсутствующими соседями. Рисунки многовесельных кораблей с высокими носами появляются здесь уже в XXVIII–XXIV вв. до н. э., и города пеласгов возникают сначала на Лемносе, потом на Сиросе и Наксосе, и наконец, примерно в XXII в. до н. э. они завоевывают Крит, где с их появлением возникает величественная и монументальная Минойская (точнее, Среднеминойская) культура. В идеальных условиях большого острова и отсутствия серьезных соперников на морях она в течение 700 лет смогла развиваться беспрепятственно и стала явлением поистине уникальным, по многим параметрам превзойдя все современные ей цивилизации Древнего Мира.

Здесь строились города с четкой планировкой улиц — Кносс, Фест, Закра, Малия, с двух- и трехэтажными домами по 20–30 комнат, с канализацией и водопроводом (Гомер в «Одиссее» упоминает 90 городов Крита и "в Кноссе живущих пеласгов"). Между городами прокладывались мощеные дороги. Возводились огромные храмы и дворцы — знаменитый Лабиринт, дворец критских царей, насчитывал около 1500 помещений. Стены украшались живописными фресками, развита была и скульптура. Изготовлялись изумительные вазы, керамические и фаянсовые, разукрашенные пейзажами подводного царства — яркими и причудливыми изображениями рыб, осьминогов, морских звезд и переплетениями водорослей. Флот Крита господствовал в Средиземноморье, археологические находки зафиксировали весьма обширные торговые связи с Сицилией, Италией, Египтом, Ливией, Кипром, Сирией. В XIX–XVII вв. такие же города, как на Крите, стали возникать на зависимых от него островах Кеосе, Паросе, Наксосе, Меласе. Имелась письменность. К сожалению, расшифровать ее до сих пор не удалось. Хотя в недавнее время появились работы Г. Гриневича, выдвинувшего несколько любопытных гипотез перевода, где в качестве прародины пеласгов фигурирует некая «Рысиюния». а сами они называют себя племенем «рыси», но большинство исследователей к дешифровкам Гриневича пока что склонны относиться скептически.

Кстати, в области женской одежды утонченная Минойская цивилизация достигла таких вершин, что модели древнего Крита до сих пор не могут повторить и воссоздать лучшие парижские кутюрье — измерения различных частей одежды дают иррациональные соотношения, а попытки упростить их сразу сказываются на качестве. Сам же костюм состоял из лифа, зашнурованного спереди и оставляющего груди обнаженными, и пышной юбки с искусной отделкой и перемежающимися оборками из гладких и складчатых тканей, дающих магические цветовые сочетания. Все это дополнялось небольшим меховым передничком и причудливым головным убором, надетым поверх сложнейшей прически.

Несмотря на различие материального уровня (но и учитывая разницу в несколько тысячелетий), ряд исследователей связывают Минойскую культуру с Трипольской. В подтверждение этого приводятся сходство некоторых значков Трипольской символики со знаками критского письма, общие черты религиозных культов. На Крите главным божеством была тоже Великая Мать. И в ее честь тоже изготавливались многочисленные ритуальные статуэтки. Так же, как в Триполье, здесь также играли главную роль женщпны-жрицы, и религиозные обряды явно происходили от древнейших культов плодородия. Изображения этих жриц в обеих культурах имеют значительное сходство — повторяются их жесты, стандартные позы, ритуальные одежды. Несмотря на всю изысканность и сложность критских фасонов, во время священнодействий здешние служительницы, в том числе и царица, очевидно, являвшаяся верховной жрицей, предстают босыми, в одних лишь длинных простых юбках, аналогичных более древним нарядам священ-нослужительниц Триполья.

Известно, что верховную богиню Крита звали Ма (ср. славянское "Мать") или Дивия. Подобные имена известны и на севере. В Таврии существовал культ Девы (Немнровский А. И. "Мифы Древней Эллады". М, 1992). В славянском пантеоне также встречаются имена Дева, Девонна, Дзевана. Правда, Мы не знаем, обозначали они разных богинь или одну и ту же на диалектах разных племен. Но у славян мужские божества уже явно оттеснили ее на второстепенные роли. Так, Девонна выступает, по-видимому, в роли богини вод, Дзевана — лесов, зверей и природы, то есть по функциям, как и по имени, соответствует уже не греческой Дионе (одно из имен верховной богини Геры), а римской Диане (Кузьмичев И. К. «Лада». М., 1990).

Как и в Триполье, на Крите был развит культ быка. В здешней мифологии бытовала легенда о совокуплении бога-быка и Матери в образе коровы, от которого произошла их царская династия и магическая основа государственности (корова-прародительница была известна и у древних славян, в их мифологии Дажьбог породил людей "через корову Земун") ("Велесова Книга", II, 7э). Интересно, что как раз Сев. Причерноморье носило в эллинские времена название «Таврия» — "страна быка". А на Крите найдены многочисленные ритуальные маски быков, сходные с масками Трипольской культуры, в рамках этого культа существовали знаменитые по многочисленным фрескам, печатям и рельефам игры юношей и девушек с быком, проводившиеся под руководством все тех же жриц. Некоторые исследователи склонны считать такие игры формой человеческих жертвоприношений, основываясь на легенде о Минотавре (хотя она относится уже к более позднему периоду жизни Крита, не минойскому, а ахейскому). Другие выдвигают более гуманную версию о том, что победителю в играх доставалось право стать "заместителем быка" в ритуальном совокуплении со жрицей "заместительницей коровы", как в северных ритуалах "священной свадьбы". Видимо, подобный обряд действительно существовал, он-то и отразился в мифе о совокуплении с быком царицы Пасифаи, но к. играм с быком он вряд ли имеет отношение — ведь в них участвовали и девушки, которым, согласитесь, роль "заместителя быка" в принципе не подходит.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Также по теме

Универсальные передатчики
Обычно пирамиды воздвигались в местах выхода на поверхность Земли мощных энергетических потоков, и люди до сих пор ощущают на себе их воздействие. Первым из наших современников, кто установил ряд нео ...

Секрет строительства Стоунхенджа и Египетских пирамид раскрыт
Оно располагается в 140 километрах от столицы Англии города Лондона. Десяток обтесанных каменных глыб создают окружность, диаметр которой составляет 34 метра. Высота колонн составляет 4,2 метра, ширин ...

Розовая пирамида
Северная пирамида (либо Розовая пирамида) входит в число самых крупных пирамид Египта и занимает третье место по высоте среди всех египетских пирамид. Расположена данная пирамида на территории Дахшурс ...