А рядом, от Приуралья до Днепра и Днестра, распространилась так называемая "Ямная культура" относимая к IV–III тысячелетиям до н. э. и тоже находившаяся на очень высоком уровне развития. Добыча металлов и производство изделий из них велись на Урале и Кавказе. Обнаруженные города "Ямной культуры" имели сложные оборонительные системы со рвами и стенами из каменных плит толщиной более 3 м. Строились дома площадью примерно 160 кв. м из нескольких комнат. В каждом из таких домов проживало 40–50 чел. Некоторые города имели по два обвода стен — например, открытый под Челябинском. Здесь же, в Синташтин-ских раскопках, найдены богатые погребения знати с оружием, украшениями и боевыми колесницами, жертвоприношениями коней, быков и баранов. Погребения "Ямной культуры" существовали и в других местах, покойных хоронили в каменных склепах под курганами. Кстати, сами размеры этих курганов свидетельствуют о существовании здесь сильных государств — подсчитано, что на сооружение одного из них, диаметром 110 м и высотой 3,5 м, было затрачено около 40 тысяч человеко-дней. А развитые системы городских укреплений показывают, что если к V–IV тысячелетиям до н. э. языковое и культурное единство ариев еще не было утрачено, то политического и государственного единства у них уже не существовало и спорные вопросы теперь решались оружием.

О жизни и духовном уровне развития здешних народов нам остается только догадываться по косвенным данным и их последующим проявлениям на исторической арене. Скорее всего, как раз в этот период здесь закладывались основы ведической религии индоариев и их священной поэзии — исследователи полагают, что самые древние гимны «Ригведы» восходят именно к данному времени, к VI–III тысячелетиям до н. э. А позднее здесь же возникла и другая мировая религия зороастризм. Согласно расшифровкам зороастрийских преданий, сделанным авестийской школой П. Глобы, на восток от Волги в III–II тысячелетиях до н. э. простиралось могущественное царство Авватаспы и его преемника Виштаспы, который стал первым покровителем Заратуштры и сторонником его вероучения. Это подтверждает известная английская исследовательница М. Бойс, которая пришла к выводу, что, "исходя из содержания и языка сложенных. Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности пророк Зоро-астр жил в азиатских степях к востоку от Волги", — и время его жизни датирует примерно II тысячелетием до н. э. ("Религии мира". Энциклопедия для детей, т. 6. М., 1996). Правда, хронологию М. Бойс, можно считать слишком «осторожной». Дело в том, что разделение арийской общности на две ветви, индоариев и иранцев, отличающихся друг от друга по языку; большинство ученых, лингвистов и историков относят к 3 тысячелетию до н. э. Но этническому разделению соответствовало и религиозное: иранцы исповедовали зороастризм, а индоарии ведическую религию. И логично предположить, что различие верований стало и причиной их дальнейшего расхождения.

Где-то поблизости располагались и несколько государств «неверных», поскольку в дошедших до нас молитвах Виштаспа просит даровать ему победу над их царями Тантрияватой, Пэшану, Ардэтаспу и Хумаяку. «Авеста» перечисляет 16 известных ей древних стран, указывая их достоинства и недостатки. Большинство из них, конечно, локализовать затруднительно, но любопытно упоминание об одной из них, названной в числе "лучших", — она располагается у истоков реки Рангха, т. е. Волги, живут в ней «безголовые», а бичом ее являются насылаемые дэвами жестокие морозы и собственные властители. То, что в это время вблизи от Волги и Урала существовали и другие государства, подтверждается археологией. На восток от «Ямной» широко распространилась развитая "Андроновская культура", охватывая Западную Сибирь и Казахстан. А на Северном Кавказе возникла "Майкопская культура". Здесь найдены остатки городов с мощными каменными стенами, курганы с богатой утварью, весьма совершенные золотые, серебряные и медные изделия — чеканные пластины с изображениями льва и быка, вазы с фигурами животных и рисунком Кавказского хребта, бронзовое оружие — боевые топоры и кинжалы.

А сообщение о стране у истоков Волги, возможно, относится к племенам так называемой "Фатьяновской культуры", где-то в III–II тысячелетиях до н. э. двинувшимся на север от степей, заселившим Волго-Окское междуречье и территорию от Ярославской и Московской до Брянской областей. Они принесли сюда высокие формы металлургии и керамики, развитое скотоводство, стали здесь первыми земледельцами. Но этот очаг цивилизации оказался недолговечным-и дальнейшего развития не получил, то ли разгромленный местными племенами, находившимися на стадии неолита, то ли постепенно растворившийся в них и деградировавший до их уровня. Может быть, в результате этого смешения из уральской языковой семьи выделились финские народы.

Во всех других направлениях арийские племена куда более успешно осваивали жизненное пространство. Как уже указывалось, хронология их расселения весьма расплывчата и неоднозначна. И мешает ее уточнению не столько недостаток фактических материалов, сколько несовершенство методик их анализа и оценки. Потому что главным, а порой и единственным источником информации в данном случае является археология, а значит, в полной мере сказываются все описанные ранее недостатки методов «стратификации» и «типологии», согласно которым все находки заведомо укладываются в канву старых теорий и представлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Также по теме

«Монументальное» искусство
Еще одна оригинальная пирамида и целый храмовый комплекс были обнаружены на морском дне у острова Йонагуни в самой западной части японского архипелага. Весной 1985 года местный инструктор по дайвингу ...

Китайская Белая пирамида выше египетской!
Весной 1945 года американский военный летчик Джеймс Гаусман совершил вынужденную посадку из-за неполадок в двигателе в «запретной зоне», в юго-западной части Китая. Оглянувшись вокруг, он ...

Загадки подводных пирамид
Время от времени в средствах массовой информации появляются сообщения о сенсационных находках ныряльщиков под водой - неких рукотворных сооружениях, неведомо как оказавшихся на морском дне. Самым гром ...