Обращает на себя внимание отсутствие в верованиях трипольцев военной тематики, что, собственно, не удивительно. Ведь шла еще не эпоха "великих переселений", а эпоха "великого заселения" Земли, и битвы за ее передел еще не начались. Об этом же говорит тот факт, что укреплений вокруг городов и поселков Триполья не возводилось. Правда, расположение домов концентрическими кругами само по себе могло служить оборонительной системой, но ясно, что такая система была способна защитить жителей не от вражеского войска, а лишь от грабительских набегов менее развитых соседних племен. А поскольку серьезные войны еще не велись, то и боги-воители на первый план не выдвигались. Поэтому главное место занимали культы плодородия. В росписях неоднократно присутствуют схематические изображения женских грудей, мужских и женских половых органов (что опять же можно сопоставить с индийскими эротическими росписями), а многочисленные ритуальные статуэтки доказывают, что трипольцы поклонялись Великой Матери. Эти статуэтки изготовлялись из глины, замешанной на муке или зернах пшеницы, и разительно отличались от примитивных «венер» доисторической эпохи и древних культур Ближнего Востока, состоящих практически из одних лишь гипертрофированных признаков пола. В Трипольском культе изображались молодые стройные женщины с легкими признаками беременности (может быть, прообраз будущих славянских Рожаниц или богинь плодородия и любви — Живы, Житы, Лады, Купалы). Найдены и статуэтки полунагих жриц в длинных юбках, поднимающих к небу большие чаши, украшенные изображениями грудей.

К культам плодородия во всех верованиях индоевропейцев относился и культ быка, олицетворявшего собой мужское начало. Он также зафиксирован в Трипольской цивилизации и играл, вероятно, ту же роль. Обнаружены и фигурки, и ритуальные маски быка, а домашние алтари, как было уже сказано, увенчивались бычьими рогами. Видимо, помещение статуэтки богини на такой алтарь означало соединение мужского и женского начал природы, обеспечивающее хороший урожай и приплод скота. А бычьи маски, возможно, использовались в ритуалах весенней "Священной свадьбы", известных по рисункам последующих времен (например, обнаруженным в Скандинавии) и исследованиям этнологов, когда избранник-мужчина, представляющий божество, торжественно совокуплялся со жрицей, выступающей в роли богини Матери.

У трипольцев обнаружены несколько образцов портретной скульптуры, сложная значковая символика — различные сочетания ромбов, кружков, треугольников, спиралей, зигзагообразных и параллельных линий, нескольких видов креста, животные и растительные орнаменты. Степень развития этой символики приближается к настоящей письменности. А на территории Трансильвании действительно обнаружены несколько памятников письменности, которую исследователи относит аж к V тысячелетию до н. э., то есть считают древнейшей из найденных до сих пор в мире образцов письменности. Правда, расшифровать ее пока не удалось, но некоторые лингвисты, например Г. Гриневич, доказывают, что письменность эта принадлежала Трипольской культуре и что она была праславянской. (Гриневич Г. "Праславянская письменность". М., 1993).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Также по теме

Предисловие
В сказке «Алиса в Зазеркалье» – второй части знаменитой детской дилогии Льюиса Кэрролла, ныне вошедшей в классику литературы для взрослых, – есть забавное стихотворение (исполняемое Траляля, брато ...

Список использованной литературы
1. Александр  Васильевич Суворов: К 250-летию со дня рождения. – М.: Наука, 1980. 2. Андреев И. А.  Боевые самолеты. – М.: Молод. гвардия, 1981. 3. Азимов А.  Путеводитель по науке. ...

Пирамида Микерина
Пирамида Менкаура, сына Хафры и его наследника, которого греки называли Микерином, самая маленькая из больших пирамид Гизы. Первоначальная высота 66 м, нынешняя — 55,5 м, длина стороны 103,4 м. ...