Только где-то в VII тысячелетии до н. э., после всех бедствий и катастроф, климат на Земле стал теплее и суше, приближаясь к современному, и перед человечеством открылись возможности как к количественному умножению, так и к качественно иной ступени развития.

Похоже, что некоторые из очагов древнейшей культуры дожили до известных нам исторических времен. Скажем, тот же Египет. Геродот на основании бесед с египетскими жрецами сообщает, что даже в его время история их царства насчитывала свыше 11 тыс. лет, а жрецы якобы сообщали ему об исторических анналах, которые они вели в течение 17 тысяч лет, что примерно согласуется с оценками Х.-А. Ливраги, приведенными выше. Египет обладал всеми качествами, перечисленными ранее и необходимыми для выживания в экстремальных условиях. Государство носилс крайне замкнутый характер, отгораживаясь от внешнего мира «варваров». Не поощрялись ни дальние завоевательные походы, ни мореплавание если таковое и требовалось, то осуществлялись плавания с помощью наемников-финикийцев. Для Египта была характерна сильная централизованная власть на теократической основе. В древнейших династиях этой страны фараон обладал больше ритуально-магическими, чем правящими функциями. Весь распорядок его дня от пробуждения, одновременно с восходом Солнца, и до отхода ко сну, одновременно с закатом, представлял собой сложный и разработанный до мелочей ритуал.

А придворное окружение состояло из жрецов, диктовавших каждый шаг владыки и обслуживающих его, как статую храмового бога. Да и сам дворец со всеми его обитателями, наследниками, женами был, скорее, храмовым комплексом, чем резиденцией правителя в нашем понимании этого слова. И хозяйство, и система управления, и обычаи отличались крайним консерватизмом, подчиняясь раз и навсегда заданным порядкам и ритуалам.

Другой пример — империя инков (или, точнее, ее предшественница, цивилизация Тиауанако). Здесь исторические сведения дошли до нас гораздо хуже, но, согласно преданиям, предки инков вышли из горной пещеры Пакаритампу — т. е. в период катастроф спасались в неком естественном убежище. И первые их крупные поселения, города, монументальные сооружения (относимые современной хронологией к III–IV тысячелетиям до н. э.) начали возникать отнюдь не в плодородных долинах, а в высокогорных районах, на высоте в 4000 м, возможно, из опасений новых бедствий вроде Потопа. Хотя не исключено, что сами долины в тот период были еще заболочены. Любопытно, что многие древнейшие цивилизации, едва набрав достаточную силу, принимались возводить гигантские постройки в виде пирамид. Так было и у египтян, и у инков, и у ольмеков, и у жителей Междуречья, строивших свои зиккураты ("Вавилонская башня"). Отметим, что, согласно Библии, именно после Потопа род людской, размножившись, хотел таким способом "сделать себе имя" (Быт. 11, 4). Видимо, с помощью подобных монументальных и устойчивых сооружений народы и их правители надеялись уберечь в грядущих бедствиях память о себе и главные святыни — храмы, возводившиеся на вершинах пирамид, или замурованные в них мумии владык. И везде по мере отдаления от эпохи катастроф этот архитектурный стиль забрасывался (сохранившись к середине II тысячелетия н. э. лишь в Мексике).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Также по теме

Египетские события: загадки страны пирамид
Последние события в Египте заставили средства массовой информации вспомнить о существовании некоего плана США по переустройству «Большого Ближнего Востока». При этом упоминается о традици ...

Предисловие
В сказке «Алиса в Зазеркалье» – второй части знаменитой детской дилогии Льюиса Кэрролла, ныне вошедшей в классику литературы для взрослых, – есть забавное стихотворение (исполняемое Траляля, брато ...

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета- Синодальное издание. 2. Авеста. — М, Дружба народов, 1993. 3. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. — М, 1973. 4. Агбунов М.В. За ...