Причины массовой гибели солдат в боевых условиях в Афганистане однообразны.

Падение транспортных самолетов и вертолетов, плохая разведка местности, непродуманная охрана колонн и объектов, использование ложной информации, карьеризм тех начальников, которым любой ценой нужна была победа. И так из года в год. Игра Дикие Двойки http://asino-zeon.com/igry-kazino/dikie-dvoyki/ дикий символ. Выводы? А кому их было делать, если смена всех действующих лиц происходила каждые полтора-два года? И даже из семи командующих 40-й ОА только двое имели предшествующий Афганистану боевой опыт. Конкретика этих случаев описана со всех сторон и может представить определенный интерес для историков и профессиональных военных.

Из ста солдат в Афганистане в среднем за полтора года службы погибало трое. Что может удивить не искушенного войной человека – так это десятая часть смертей, якобы не связанных с боевыми действиями. Вот тут и главное лукавство!

Кто заставил вести колонны по загазованным тоннелям, угорать в резиновой палатке, пить этиленгликоль, болеть желтухой? Кто принудил к самоубийству, самоволкам за боевое охранение за бакшишами и арбузами? Не война ли?

Оставим ветеранам споры о правде на войне. Правда возможна только во время войны и… уголовно наказуема. «Погиб на войне» – вот максимальное приближение к правде. Остальное может испепелить душу так, что воевать будет нечем, а это опасно для государства.

И все же некоторая «бухгалтерия» войны весьма поучительна. Хотя бы тем, что если вы заметите совпадения со своей войной, то знайте: «афганские грабли» где-то рядом, лежат зубцами вверх и ждут, когда вы на них наступите в очередной раз. Возможно, в мирной жизни, обходя разложенные грабли, мы теряем ценный опыт. Однако на войне этот нехитрый инструмент бьет наверняка! И опыт передать чаще всего некому.

25 декабря 1979 года.

Военно-транспортный самолет Ил-76 с тридцатью семью десантниками 103 вдд на борту врезался в гору при заходе на посадку в Кабуле. В некоторых источниках можно найти указание, что самолет был поврежден душманским ПЗРК, что и послужило причиной катастрофы.

24 февраля 1980 года.

В результате отравления угарным газом в тоннеле на перевале Саланг погибло 18 военнослужащих (источник: «Книга Памяти о советских воинах, погибших в Афганистане», тт. 1–2). Встречаются упоминания о диверсии моджахедов.

3 августа 1980 года.

783-й отдельный разведывательный батальон 201 мсд попал в засаду в ущелье у н.п. Шаеста и потерял убитыми 47 и ранеными 49 солдат и офицеров. В официальных источниках сообщений о причинах разгрома батальона нет. В частных оценках вина возлагается на командира батальона, который был понижен в должности.

3 ноября 1982 года.

Из-за отравления угарным газом в тоннеле на перевале Саланг погибло 56 советских военнослужащих (источник: «Книга Памяти о советских воинах, погибших в Афганистане», тт. 1–2) . Называют также число погибших афганских граждан (150–300 человек). Встречаются и ссылки на возгорание бензовоза в глубине тоннеля и отрицание факта пожара. Любопытное объяснение: диверсия моджахедов-наемников из США и Канады, свободно владеющих русским языком.

30 апреля 1984 года.

Во время проведения боевой операции в ущелье Хазара 1-й батальон 682-го мотострелкового полка попал в засаду. 87 военнослужащих погибли.

21 апреля 1985 года.

5 омсб, проводя реализацию разведывательных данных в кишлаке Сангам в Мараварском ущелье, попал в засаду, что привело к гибели тридцати и ранению одиннадцати военнослужащих. Источники ссылаются на недостоверную развединформацию и просчеты командования во время боя.

19 октября 1985 года.

В Панджшерском ущелье во время ночевки от переохлаждения погибли пять военнослужащих и около сорока получили обморожение. Источники ссылаются на неверное решение командира батальона при выборе места ночевки.

«Случаев массовых потерь было несколько, но все они хорошо известны: это драма угоревшей на Саланге в тоннеле колонны, когда от отравления угарным газом погибли 176 человек; шутульская трагедия – за сутки боя 682-й полк 108-й дивизии потерял 20 человек погибшими, из которых 17 замерзли ночью на леднике; мараварский бой в ущелье Хазара мотострелкового полка, когда из-за паники и неразберихи погибли 60 человек. 3 ноября 1982 года произошла трагедия на перевале Саланг. В тоннеле столкнулись две колонны, возник пожар. Машины не могли развернуться, и не удалось избежать многочисленных жертв. 64 советских военнослужащих и 112 афганских погибли от отравления угарным газом. Возможно, затор произошел не в результате остановки заглохшего автомобиля-тягача, а в результате опрокидывания танка сопровождения. В этом тоннеле, в результате подобных заторов, на протяжении всей войны от отравления выхлопными газами гибли советские солдаты и офицеры. Никаких мер после этого первого случая массовой гибели людей принято не было, что обернулось еще более страшной трагедией 3 ноября 1982 года… Практически все эти трагедии стали следствием разгильдяйства и безалаберности». (Из Сети.)

Страницы: 1 2

Также по теме

Список использованной литературы
1. Александр  Васильевич Суворов: К 250-летию со дня рождения. – М.: Наука, 1980. 2. Андреев И. А.  Боевые самолеты. – М.: Молод. гвардия, 1981. 3. Азимов А.  Путеводитель по науке. ...

Пирамиды Канарских островов
Эти хорошо сложенные груды камней показывают всем туристам, остановившимся на Тенерифе. Туристов привозят в парк Гуимар (рядом с одноименным городком) и водят между невысокими ступенчатыми пирамидами, ...

Китайская Белая пирамида выше египетской!
Весной 1945 года американский военный летчик Джеймс Гаусман совершил вынужденную посадку из-за неполадок в двигателе в «запретной зоне», в юго-западной части Китая. Оглянувшись вокруг, он ...